Страничка психолога
Как подобрать оптимальную образовательную нагрузку по возрасту ребенка?
Существует стереотип, что самостоятельно ребенок развиваться не может, нужно приложить усилия, вложить средства в его обучение, обязательно загрузить полезными активностями, чтобы ему было некогда скучать. Поэтому родители начинают искать для ребенка секции и кружки с самого рождения.
Каждый раз, когда в БДДТ просят принять ребенка от 1 до 3,5 лет, мы доносим до родителей малышей, что для поступления на обучение необходимо немного подрасти. Освоить, как минимум, такие навыки как умение заниматься самостоятельно, без родителя рядом. Важно осознанное желание посещать занятие, отсутствие страха перед групповыми тренировками с преподавателем, чувство ритма, умение считать, чтобы выполнять движения под счет, музыкальный слух и не только. Для каждого вида занятий – свои требования к базовому уровню умений и навыков. Нельзя научить ребенка петь, пока он не освоит осознанную речь и не будет понимать речь, обращенную к нему.
Ребенку нужно очень многое узнать и освоить, научиться управлять своим телом и эмоциями, прежде чем он сделает первые шаги в профессиональном спорте или хореографии и т.д.
Дети часто одновременно посещают три – четыре кружка – спортивную секцию или танцы, бассейн, иностранный язык, общеразвивающие и декоративно-прикладные занятия. Психологи и педагоги стали чаще замечать усталость детей на занятиях, сонливость и вялость, родители могут отмечать вечерние истерики, перепады настроения. Это прямое следствие повышенной нагрузки на неокрепшую нервную систему ребенка.
Напомним, что в дошкольном возрасте основной является игровая деятельность. Через игру ребенок познает мир. Он должен наиграться в детстве. Если пропустить этап игры и перескочить сразу на учебную деятельность, то будут упущены важнейшие сензитивные периоды, недоразвитыми останутся мозговые структуры, не сформируются нейронные связи. Так же, как и ползание необходимый этап перед прямохождением, так игра – перед обучением.
Баланс между счастьем и здоровьем и «опережающим» развитием ребенка в простом понимании – всему своё время. Не нужно торопить ребенка развиваться и загружать всевозможными занятиями. 2х кружков в неделю вполне достаточно.
Для того, чтобы подобрать оптимальную нагрузку и занятие по душе, родителям важно учитывать тип темперамента, особенности характера ребенка, подмечать предрасположенность к той или иной деятельности, сферу интересов ребенка и его психо-физиологические возможности.
Проблема выбора дополнительного образования часто встаёт перед родителем и ребенком. Мы ориентируем родителей и детей на то, что можно и нужно попробовать всё, к чему потянется ребенок. Если он проходит месяц и бросит занятия – ничего страшного, значит – это не в его сфере интересов. Ни в коем случае не ругать ребенка за это, а искать вместе и открывать новые способы выражения и развития. Если мальчик хочет танцевать классический танец – нужно дать ему эту возможность, если девочка хочет в не женский спорт, значит нужно выбрать подходящего тренера. Дети не видят гендерных стереотипов, они отдаются тому, что их увлекает. Если ребенок сам не знает, чего он хочет, значит нужно искать вместе то, что ему станет интересно.
педагог-психолог МБУДО БДДТ Анастасия Афанасенко
Как сформировать гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста
Как сформировать гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей
Многие люди оказались не подготовлены к актуальной неблагоприятной эпидемиологической обстановке в мире. Сегодня СМИ вынуждены повторять основы гигиены и культуры: как распространяются вирусы и инфекции, как правильно мыть руки и чихать в сгиб локтя, как укрепить свой иммунитет.
Врачи, воспитатели, психологи всё чаще обнаруживают, что малыши не знают основных правил гигиены и ухода за собой. Это происходит потому, что взрослым людям кажется, что поддержание своего тела и среды вокруг в чистоте и порядке – это слишком простые действия, которые не нужно объяснять на пальцах, малыш увидит и повторит за взрослым. Присутствует у взрослых также и чувство неловкости, когда рассказывать приходится об интимной гигиене.
А ведь с этими навыками ребенок не рождается, их можно только воспитать, и начинать нужно в семье с самого раннего возраста.
Многие дети, приходят в образовательное учреждение и не знают простых правил гигиены, не понимают, зачем они нужны – отсутствует культура здорового образа жизни. Чтобы не пришлось в ближайшем будущем брать полный уход за инфантильным капризным ребенком на себя, а также бороться с вредными привычками, мы предлагаем родителям малышей уже сейчас приложить усилия по формированию ранних гигиенических навыков.
Возрастные нормы, на которые можно ориентироваться в воспитании культуры здоровья
Дети начинают различать предметы с 3-4 месяцев: это возраст первых впечатлений от звуков, красок, запахов. Регулярное вечернее купание для крохи превращается в игру: шлепает ладошками по воде, трогает мочалку, пену, всё пробует на вкус.
К концу первого года жизни он уже сам держит посуду, пьет из чашки, держит и ест твердые продукты, выполняет по просьбе взрослого движения при одевании и раздевании, умывании.
Водные процедуры в младенческом возрасте должны доставлять удовольствие, восприниматься малышом как приятный и одобряемый процесс. Смысл гигиенических процедур крохе пока не понятен, но со временем повторяющиеся действия (утреннее умывание, вечернее купание и мытье рук перед едой) станут неизменным ритуалом.
С прорезыванием первого зуба стоматологи и педиатры рекомендуют приучать ребенка к чистке зубов. Сначала – насадкой на палец, потом – детской щеткой. Зубную щетку лучше выбрать с мягкой щетиной и удобной ручкой. Расческа и полотенца также не должны травмировать нежную кожу. Это не предметы для игр и баловства, нужно сразу дать это понять.
После года ребенок активно копирует поведение старших – самое время использовать это для обучения. Наблюдая за действиями мамы и папы, ребенок начнет повторять и умываться, расчесываться самостоятельно, как взрослый.
Активность ребенка очень важно поощрять, даже если его движения неловки и неказисты, если сразу не получается всё сделать правильно, все действия нужно хвалить и сопровождать пояснениями, как сделать лучше.
В полтора года дитя уже понимает речь взрослого человека, выполняет просьбы, касающиеся туалета, кормления, самостоятельно пользоваться ложкой, проситься на горшок, умываться, ополаскивать ручки. Запугивание ребенка болезнями и бактериями, моральное давление и физическая сила в этом возрасте приведет к обратному результату. Мотивировать можно игрой, рассказом, какой он будет чистый и красивый, когда умоется. Ассоциации должны быть только позитивными.
В возрасте двух лет нормально развивающийся ребенок аккуратно ест твердую и жидкую пищу, умеет пользоваться салфеткой и носовым платком, моет руки перед едой, за столом сидит ровно и спокойно. Знает свой режим дня. К беспорядку, грязи сформировано стойкое негативное отношение.
К трем годам ребенок уже чистит зубы и моет руки самостоятельно, ест аккуратно, может навести порядок в вещах и игрушках. Одевается, раздевается, умывается, готовится ко сну с небольшой помощью взрослых.
В четыре года ребенок уже принимает участие в домашней работе и помогает в бытовых делах. К пяти годам его можно приобщать к уборке и наведению чистоты в доме, готовить вместе несложные блюда и учиться их подавать. Самостоятельно ребенок должен чистить зубы, умываться, пользоваться личной зубной щеткой, мочалкой, полотенцем, носовым платком, столовыми приборами и посудой.
Когда ребенок будет готов идти в школу в 6 – 8 лет культура поведения и гигиенические навыки должны сформироваться и закрепиться в сознании.
На базовом уровне дети должны понимать, что такое микробы, как возникают распространенные детские болезни, как можно заразиться от болеющего человека через кашель и чихание, как защитить себя от заболеваний. Основные гигиенические процедуры первоклашка должен выполнять без напоминаний и капризов.
Рекомендации, которые могут помочь в воспитании ответственного отношения ребенка к личной гигиене и здоровью
1. Чтобы ребенок чувствовал себя самостоятельным, позвольте ему выбрать зубную щетку, которая ему понравится. Сходите вместе в аптеку или в магазин и помогите с выбором. К тому, что ребенок выбрал сам, появляется особое, ответственное отношение.
2. Вкус зубной пасты может повлиять на желание чистить зубы. Для маленьких членов семьи лучше выбрать пасту со специальным, безвредным составом и более мягким вкусом.
3. Это же касается мыла, детского шампуня и др. средств. Для мытья рук лучше купить жидкое мыло с дозатором, обычное мыло может выскользнуть рук, а нажимать на дозатор всегда весело.
4. Следите, чтобы ребенок не глотал моющие средства, Это вполне возможно, если они с ярким цветом и съедобным сладким запахом.
5. Почистите зубы игрушке, вымойте руки резиновой кукле, покажите, что малыш не один должен это делать.
6. Лучший способ научить ребенка – это показать собственный пример. Малыши стараются во всем подражать авторитетным взрослым. Поэтому старайтесь выполнять простые гигиенические процедуры вместе с ребенком.
7. Придя после игр на улице или завершив творческий процесс, возьмите за правило идти в ванную и тщательно приводить всех участников в порядок.
8. Купание детей разнообразят плавающие игрушки, различные ёмкости, в которые можно набирать и выливать воду, трубочки, цветная пена, мыльные пузыри и т.д.
9. Хорошим помощником несколько веков являются сказки, пословицы и прибаутки. Их можно читать вместе с детьми, объясняя всю важность процесса ухода за собой. Например, сказки «Мой до дыр», «Домовёнок Кузя» и др. Короткие поучительные сюжеты мотивируют дружить с мылом, чистой водой, активностью и полезной пищей.
10. Умывание и купание можно сопровождать стихами и песенками на тему мытья, здоровья и чистоты.
11. Можно вместе купать домашнее животное, вовлечь малыша в этот процесс и доверить ему важную роль, ответственное поручение – следить за чистотой лап собаки, например.
12. Если детей в семье двое и больше – хорошо устраивать совместные банные процедуры, соревнования. Побуждать младших повторять за старшими, а старших – помогать младшим.
Соблюдайте простые правила гигиены и научите этому своих детей. Если ребенок знает, что и когда нужно делать, чтобы быть здоровым, повторите правила вместе с ним. Будьте здоровы!
педагог-психолог МБУДО БДДТ Анастасия Афанасенко
Методические рекомендации при выборе профессии
Подготовила педагог-психолог
Муниципального бюджетеного образовательного учреждения дополнительного образования детей Белгородский Дворец детского творчества
Стребкова Людмила Владимировна
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни человека. Правильно выбрать профессию - значит выбрать свое место в жизни. Когда мы имеем возможность заниматься тем, чем нравиться мы живем с чувством удовлетворения и можем быть счастливы. Даже, если на сегодняшний день у Вас нет четкого представления о будущей профессии, Вы наблюдая за окружающем миром, за деятельностью людей, представляете себя в будущем. И действительно, какой же солдат не мечтает стать генералом! Другое дело - как пройти этот путь, и какие усилия от Вас потребуются.
Рекомендации родителям первоклассников
Как заинтересовать ребенка чтением.
- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
- На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
- В доме должна быть детская библиотечка.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
Памятка для родителей учащихся 1 класса
Предлагаем Вам памятку для предотвращения стрессового состояния у Вашего ребёнка.
Признаки стрессового состояние ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще и чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;
- в игре с половыми органами;
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в повышенной тревожности;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все выше перечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.
Для обеспечения психологической безопасности ребенка следует включить просим Вас обращаться к учителю или педагогу-психологу. Надеемся на Ваше сотрудничество.
Еще статьи...
Страница 1 из 2
НАШИ ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Мы участвуем!
Контактная информация: |
---|
муниципальное бюджетное учреждение Адрес: |
Телефоны: |
E-mail: |
УЧРЕДИТЕЛЬ
Городской округ «Город Белгород».
Функции и полномочия Учредителя осуществляет управление образования администрации города Белгорода
Контактная информация: |
---|
Адрес: 308000, г. Белгород, ул. Попова, 25-а |
Телефоны: |
E-mail: info@beluo31.ru |
Сайт: www.beluo.ru |