Как сформировать гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста

Как сформировать гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей

 

Многие люди оказались не подготовлены к актуальной неблагоприятной эпидемиологической обстановке в мире. Сегодня СМИ вынуждены повторять основы гигиены и культуры: как распространяются вирусы и инфекции, как правильно мыть руки и чихать в сгиб локтя, как укрепить свой иммунитет.

Врачи, воспитатели, психологи всё чаще обнаруживают, что малыши не знают основных правил гигиены и ухода за собой. Это происходит потому, что взрослым людям кажется, что поддержание своего тела и среды вокруг в чистоте и порядке – это слишком простые действия, которые не нужно объяснять на пальцах, малыш увидит и повторит за взрослым. Присутствует у взрослых также и чувство неловкости, когда рассказывать приходится об интимной гигиене.

А ведь с этими навыками ребенок не рождается, их можно только воспитать, и начинать нужно в семье с самого раннего возраста.

Многие дети, приходят в образовательное учреждение и не знают простых правил гигиены, не понимают, зачем они нужны – отсутствует культура здорового образа жизни. Чтобы не пришлось в ближайшем будущем брать полный уход за инфантильным капризным ребенком на себя, а также бороться с вредными привычками, мы предлагаем родителям малышей уже сейчас приложить усилия по формированию ранних гигиенических навыков.

 

Возрастные нормы, на которые можно ориентироваться в воспитании культуры здоровья

 

Дети начинают различать предметы с 3-4 месяцев: это возраст первых впечатлений от звуков, красок, запахов. Регулярное вечернее купание для крохи превращается в игру: шлепает ладошками по воде, трогает мочалку, пену, всё пробует на вкус.

К концу первого года жизни он уже сам держит посуду, пьет из чашки, держит и ест твердые продукты, выполняет по просьбе взрослого движения при одевании и раздевании, умывании.

 

Водные процедуры в младенческом возрасте должны доставлять удовольствие, восприниматься малышом как приятный и одобряемый процесс. Смысл гигиенических процедур крохе пока не понятен, но со временем повторяющиеся действия (утреннее умывание, вечернее купание и мытье рук перед едой) станут неизменным ритуалом.

С прорезыванием первого зуба стоматологи и педиатры рекомендуют приучать ребенка к чистке зубов. Сначала – насадкой на палец, потом – детской щеткой. Зубную щетку лучше выбрать с мягкой щетиной и удобной ручкой. Расческа и полотенца также не должны травмировать нежную кожу. Это не предметы для игр и баловства, нужно сразу дать это понять.

После года ребенок активно копирует поведение старших – самое время использовать это для обучения. Наблюдая за действиями мамы и папы, ребенок начнет повторять и умываться, расчесываться самостоятельно, как взрослый.

Активность ребенка очень важно поощрять, даже если его движения неловки и неказисты, если сразу не получается всё сделать правильно, все действия нужно хвалить и сопровождать пояснениями, как сделать лучше.

В полтора года дитя уже понимает речь взрослого человека, выполняет просьбы, касающиеся туалета, кормления, самостоятельно пользоваться ложкой, проситься на горшок, умываться, ополаскивать ручки. Запугивание ребенка болезнями и бактериями, моральное давление и физическая сила в этом возрасте приведет к обратному результату. Мотивировать можно игрой, рассказом, какой он будет чистый и красивый, когда умоется. Ассоциации должны быть только позитивными.

В возрасте двух лет нормально развивающийся ребенок аккуратно ест твердую и жидкую пищу, умеет пользоваться салфеткой и носовым платком, моет руки перед едой, за столом сидит ровно и спокойно. Знает свой режим дня. К беспорядку, грязи сформировано стойкое негативное отношение.

 

К трем годам ребенок уже чистит зубы и моет руки самостоятельно, ест аккуратно, может навести порядок в вещах и игрушках. Одевается, раздевается, умывается, готовится ко сну с небольшой помощью взрослых.

В четыре года ребенок уже принимает участие в домашней работе и помогает в бытовых делах. К пяти годам его можно приобщать к уборке и наведению чистоты в доме, готовить вместе несложные блюда и учиться их подавать. Самостоятельно ребенок должен чистить зубы, умываться, пользоваться личной зубной щеткой, мочалкой, полотенцем, носовым платком, столовыми приборами и посудой.

Когда ребенок будет готов идти в школу в 6 – 8 лет культура поведения и гигиенические навыки должны сформироваться и закрепиться в сознании.

На базовом уровне дети должны понимать, что такое микробы, как возникают распространенные детские болезни, как можно заразиться от болеющего человека через кашель и чихание, как защитить себя от заболеваний. Основные гигиенические процедуры первоклашка должен выполнять без напоминаний и капризов.

 

 

Рекомендации, которые могут помочь в воспитании ответственного отношения ребенка к личной гигиене и здоровью


1. Чтобы ребенок чувствовал себя самостоятельным, позвольте ему выбрать зубную щетку, которая ему понравится. Сходите вместе в аптеку или в магазин и помогите с выбором. К тому, что ребенок выбрал сам, появляется особое, ответственное отношение.

2. Вкус зубной пасты может повлиять на желание чистить зубы. Для маленьких членов семьи лучше выбрать пасту со специальным, безвредным составом и более мягким вкусом.

3. Это же касается мыла, детского шампуня и др. средств. Для мытья рук лучше купить жидкое мыло с дозатором, обычное мыло может выскользнуть рук, а нажимать на дозатор всегда весело.

4. Следите, чтобы ребенок не глотал моющие средства, Это вполне возможно, если они с ярким цветом и съедобным сладким запахом.

5. Почистите зубы игрушке, вымойте руки резиновой кукле, покажите, что малыш не один должен это делать.

6. Лучший способ научить ребенка – это показать собственный пример. Малыши стараются во всем подражать авторитетным взрослым. Поэтому старайтесь выполнять простые гигиенические процедуры вместе с ребенком.

7. Придя после игр на улице или завершив творческий процесс, возьмите за правило идти в ванную и тщательно приводить всех участников в порядок.

8. Купание детей разнообразят плавающие игрушки, различные ёмкости, в которые можно набирать и выливать воду, трубочки, цветная пена, мыльные пузыри и т.д.

9. Хорошим помощником несколько веков являются сказки, пословицы и прибаутки. Их можно читать вместе с детьми, объясняя всю важность процесса ухода за собой. Например, сказки «Мой до дыр», «Домовёнок Кузя» и др. Короткие поучительные сюжеты мотивируют дружить с мылом, чистой водой, активностью и полезной пищей.

10. Умывание и купание можно сопровождать стихами и песенками на тему мытья, здоровья и чистоты.

11. Можно вместе купать домашнее животное, вовлечь малыша в этот процесс и доверить ему важную роль, ответственное поручение – следить за чистотой лап собаки, например.

12. Если детей в семье двое и больше – хорошо устраивать совместные банные процедуры, соревнования. Побуждать младших повторять за старшими, а старших – помогать младшим.

 

Соблюдайте простые правила гигиены и научите этому своих детей. Если ребенок знает, что и когда нужно делать, чтобы быть здоровым, повторите правила вместе с ним. Будьте здоровы!

педагог-психолог МБУДО БДДТ Анастасия Афанасенко